вторник, 29 ноября 2016 г.

НА СЕРДИТЫХ ВОДУ ВОЗЯТ, НА ЛЕНТЯЯХ - НИКОГДА!

6  декабря – День  Лентяя

   « Лень – отсутствие  
желания действовать,  работать, любовь  к  безделью».
  « Лентяй  - ленивый  человек».
  Ожегов С.И. Словарь  русского  языка.

     Нельзя  не  признать,  что  лень  - это  порок,  вернее  -  один  из  любимейших  человеческих  пороков.
     Её,  лень – матушку,  всячески  обличают,  бичуют,  осуждают, порицают,  высмеивают…
     Лентяев  повсеместно  стыдят, бранят, позорят,  костерят, чихвостят, упрекают  в  праздности,  укоряют  в  нерадивости, обзывают  лодырями,  бездельниками,  лежебоками,  дармоедами,  трутнями…
     Для  пущего  эффекта  сопровождают  эти  воспитательные  меры  афоризмами  и  высказываниями 
известных  людей,  а  также  пословицами  и  поговорками,  прославляющими  труд  и  убедительно  доказывающими  преимущества  трудолюбия,  такими  как: «Под  лежачий  камень  вода  не  течёт», «Терпение  и  труд  всё  перетрут», « Без  труда  не  вытащишь  и  рыбку  из  пруда», «Без  дела  жить  -  только  небо  коптить», «Кто  любит  труд,  того  люди  чтут»…
    
Лентяи  же  не  остаются  в  долгу  и   весьма  аргументированно  и  убедительно   парируют   эти  обвинения   не  менее  популярными  высказываниями:  « Работа  -  не  волк,  в  лес  не  убежит», « Была  бы  шея,  а  хомут  найдётся», «Лень  матушка  раньше  нас  родилась», « Где  бы  ни  работать,  лишь  бы  не  работать»,  «От  работы  кони  дохнут» (они,  кони,  вообще  очень  нежные  создания  -  работа  им  «противопоказана»,  даже  грамм  никотина  представляет  для  них  смертельную  угрозу!).
     Нет,  мы  не  спорим,  лень  -  это  действительно  порок; мало  того,  утверждают,  что  она  -  мать  всех  пороков…Ну  уж  один  то  денёк  в  году  можно  и  полениться!
     Тем  более,  что  6  декабря  -  почти  узаконенный  «профессиональный»   праздник  лентяев,  в  роли  опекунов, защитников  и   покровителей    которых  выступали  в  своё  время  достаточно  известные,  уважаемые  и  популярные  авторы.
      И,  дабы  не  прослыть  голословными,  предоставим  возможность  обосновать  свою  точку  зрения  знаменитому  английскому  писателю-юмористу,  который  не  без  основания причислял   себя  к  довольно  распространённой  категории  лентяев-трудоголиков.
  
Джером К, Джером
1859-1927
   «…Мне  всегда  кажется,  что  я  работаю  больше,  чем  следует.  Не  думайте,  что  я  уклоняюсь  от  работы. Я  люблю  работу. Работа  увлекает  меня. Я  часами  могу  сидеть  и  смотреть,  как  работают. Мне  приятно  быть  около  работы:  мысль  о  том,  что  я  могу  лишиться  её,  сокрушает  моё  сердце.
     Мне  нельзя  дать  слишком  много  работы  -  набирать  работу  сделалось  моей  страстью. Мой  кабинет  до  того  завален  работой,  что  там  не  осталось  ни  дюйма  свободной  площади. Мне  скоро  придётся  пристраивать  новый  флигель.
     Я  очень  бережно  отношусь  к  моей  работе.  Часть  работы,  которая  лежит  у  меня  теперь,  находится  в  моём  кабинете  уже  многие  годы,  и  на  ней  нет  ни  пятнышка. Я  очень  горжусь  моей  работой.  Иногда  я  снимаю  её  с  полки  и  сметаю  с  неё  пыль.  Я,  как  никто,  забочусь  о  её  сохранности…».
     «…Ничто  меня  так  не  раздражает,  как  вид  людей,  которые  сидят  и  ничего  не  делают,  когда  я  работаю.
     Мне  как-то  пришлось  жить  с  одним  человеком,  который  доводил  меня  таким  образом  до  бешенства. Он  часами  валялся  на  диване  и  смотрел,  как  я  тружусь; его  взор  следовал  за  мной,  куда  бы  я  ни  направился.  Он  говорил,  что  ему  прямо-таки  полезно  смотреть,  как  я  работаю.  Он  понимает  тогда,  что  жизнь  -  это  не  праздные  мечты,  не  сплошная  скука  и  зевота, но  благородное  дело,  в  котором  главное  -  чувство  долга  и  суровый  труд.
     …Ну,  а  я  совсем  другой  человек.  Я  не  могу  спокойно  сидеть  и  смотреть,  как  кто-нибудь  трудится. Мне  хочется  встать  и  распоряжаться  -  расхаживать  по  комнате,  заложив  руки  в  карманы,  и  указывать,  что  надо  делать.  Такая  уж  у  меня  деятельная  натура…». 
   «…Что  касается  праздности,  в  этом  деле  я  осмелюсь  считать  себя 
специалистом…Стремление  к  праздности  всегда  было  сильной  чертой  моего  характера.  Я  не  претендую  на  похвалу  -  это  у  меня  врождённый  дар. Мало  кто  им  обладает!
     На  свете  есть  множество  людей  ленивых  и  медлительных,  но  настоящий  лентяй -  редкость. Это  не  тот  человек,  который  болтается  без  дела,  засунув  руки  в  карманы. Напротив,  самой  поразительной  чертой  лентяя  является  то,  что  он  всегда  страшно  занят.
     Невозможно  вполне  наслаждаться  праздностью,  если  у  вас  нет  множества  дел.  Если  человеку  нечего  делать,  безделье  не  доставляет  ему  никакого  удовольствия.  Оно  тогда  само  становится  занятием,  и  весьма  обременительным.  Праздность, так  же  как  и  поцелуй,  доставляет  нам  наибольшее  наслаждение,  когда  это  запретный  плод.
    
…Я  люблю  бездельничать, когда  не  имею  на  это  права,  а  не  тогда,  когда  это  единственное,  чем  приходится  заниматься.  Такой  уж  у  меня  дурацкий  характер.
     Больше  всего  я  люблю  стоять  спиной  к  камину,  подсчитывая  свои  долги,  в  то  время  как  моя  конторка  завалена  письмами,  требующими  немедленного  ответа.  Дольше  всего  я  прохлаждаюсь  за  обедом,  когда  у  меня  много  работы  на  вечер.  И  если  по какой-либо  важной  причине  мне  нужно  встать  особенно  рано,  тут  я  как  раз  люблю  поваляться  лишние  полчасика  в  постели.
     Ах,  какое  это  наслаждение  повернуться  на  другой  бок  и  снова  заснуть  «только  на  пять  минут»! Неужели  есть  на  свете  человек  (кроме  героя  нравоучительных  рассказов  для  детей),  который  охотно  встаёт  с  постели!».
                                                      Джером  К.  Джером
    
Аркадий Бухов
1889-1937
 А  теперь  заглянем  в  дореволюционные  рассказы  российского  писателя-юмориста  Аркадия  Бухова   и  предоставим  ему  возможность  выступить   в  защиту  бесхитростных,  простодушных,   откровенных  лентяев.
             
     «Из  всех  людских  пороков  один  только,  по-моему,  характеризует  его  обладателей  с  хорошей  стороны. Я  говорю  о  лени.
      Совершенно  напрасно  говорят,  что  лень  -  мать  всех  пороков. От  такой  матери  не  могут  родиться  такие  дети,  как,  например,  воровство…  Для  того  чтобы  воровать  в  буквальном  смысле  этого  слова,  т.е.  лазать  через  форточки  в  чужие  квартиры,  спрыгивать  на  ходу  с  трамвая  с  чужим  кошельком  в  руках  или  ходить  в  течение  часа  по  чёрным  лестницам  и  всматриваться  в  замки  и  дверные  пробоины,  нужна  исключительно  повышенная  трудоспособность.
    ...Люблю  смотреть  на  лентяев.  Сядет  такой  человек  в  кресло,  и  не  только  по  каждому  движению  глаз,  а  даже  складками  пиджака,  кажется, видно,  что  вся  мысль  у  него  работает  в  одном  направлении:
- Ну  что  вы  все  ко  мне  липнете?  Мешаю  я  кому? Оставьте  меня,  пожалуйста,  в  покое…
    
Лентяи  очень  постоянны  в  любви…Ленивый  человек  любит  всего  три  раза  в  жизни,  почему  его  и  зовут  однолюбом.  Первый  раз  -  лет  двенадцать,  по  неопытности,  второй  раз  -  лет  восемнадцати,  из  чувства  неловкости  перед  товарищами, которые  все  влюблены,  и  третий  раз  -  в  тридцать  лет,  иногда  дотягивая  до  сорока…На  этот  раз  он  вводит  в  дом  молодое  существо,  сам  с  кротким  ужасом  в  глазах  и  тихой  покорностью  всматриваясь  в  будущее. Больше  он  не  любит…  ленивый  человек  изменять  не  может.
     Большинство  лентяев  умные  люди,  потому  что  у  них  есть  много  времени  для  обдумывания  всего,  что  приходит  в  голову.
     Ленивый  человек  … обдумывает  всё,  даже  то,  что  никогда  не  собирается  делать. Не  попав  в  театр,  он,  лёжа  на  диване,  представляет  себе,  сколько  мелких  неприятностей  он  получил  бы  от  четырёхчасового  обозрения  чужой  глупости  в  лицах,  и  встаёт  с  дивана  с  большим  удовлетворением,  чем  то,  с  которым  он  приехал  бы  из  театра.  В  результате  -  разумная  экономия  и  возможность  раньше  улечься  спать…
    …Лентяй  всегда  -  прекрасный  читатель. Схватив  книгу,  он  вытянет  из  неё  всё,  что  хотели  дать  автор  и  издательство….Лентяй  смакует  книгу.  Он  знает,  что,  когда  он  кончит  её,  ему  придётся  заняться  какой-нибудь  работой,  а  так  как  это  неприятно  ему  по  существу,  он  перечитывает  книгу  до  того  момента,  пока  не  убедится,  что  автору  не  удалось  скрыть  от  него  ни  одной  строчки.
     Лентяи  нежны.  Огрубляют  душу  встречи,  разговоры,  мелкие  хамства  чужих  людей. Созерцая  жизнь  в  тишине  своего  кабинета,  лентяй  обеспечен  от  этих  факторов  морального  огрубения.
…Лентяй  любит  поговорить  о  цветах  и  весенних  зорях,  потому  что  по  этому  поводу  никто  не  поднимет  бешеного  спора,  во  время  которого  необходимо  вставать,  рыться  в  энциклопедическом  словаре  сразу  на  несколько  букв,  унижая  себя  и  энциклопедический  словарь.. Лентяи  никогда  не  спорят.

     Я  люблю  их. Не  обрюзгших,  с  большими  отвисшими  животами  и  заплывшими  глазами,  способных  волноваться  только  перед  подачей…третьего  блюда…других. Тех, которые  даже  работают,  несут  все  тяготы  жизненной  кропотливости,  но  у  которых  в  душе  всегда  вибрирует  одно  и  то  же  желание:
-  Эх,  кабы  бросить  всё…Усесться  бы, выгнать  всех  вон  да  отдохнуть  годика  полтора – два…И  так  -  чтобы  ничего  не  делать…
     И  когда  я  вижу  людей  с  этой  недосягаемой  надеждой  -  мне  становится  жалко  и  грустно. Может  быть, потому,  что  я  сам  с  искренним  удовольствием  никогда  и  ничего  бы  не  делал…»
                                                                                             Аркадий  Бухов
      Разумеется,  писатели – это  люди,  род  деятельности  которых  предполагает   отзывчивость  и  терпимость  к  человеческим  недостаткам,  ведь  гуманитариям  гуманность  известна  не
понаслышке.
    
Но,  оказывается,  уравновешенные, ответственные  и  требовательные  учёные  мужи  тоже  проявили  себя  по  отношению  к  лентяям  вполне  толерантно;  мало  того  -  они  их  оправдали!     
    В  Journal  of  HealtPsychology  были  опубликованы  результаты 
работы  учёных  в  области  исследования  человеческого   интеллекта.
     Исследования  проводили  специалисты  Университета  Флориды  (США).
     Эксперты  пришли  к  неожиданному  выводу:  по  их  мнению,  ленивые  люди,  склонные  вести  пассивный  образ  жизни  и  проводящие  много  времени  в  размышлениях  и  мечтаниях,  обладают  более  высоким  IQ,  чем   энергичные  «непоседы»    активно  занимающиеся  физической  деятельностью!
     В  эксперименте  участвовало  60  студентов,  которые  по  результатам  предварительных  тестов  были  условно  разделены  на  две  группы – «мыслителей» и  «не  мыслителей».
     Участники  эксперимента  выполняли  различного  рода  задания,  а  специальная  аппаратура,  крепившаяся  на  запястьях  испытуемых, фиксировала  их  умственную  и  физическую  активность.
     После   анализа  полученных  данных  специалисты  определили,  что  те,  кто  находился  в  группе  «мыслителей»,  избегали  лишних  движений,  зато  много  размышляли,  занимались  самоанализом -  короче  говоря,   активизировали   свою  умственная  деятельность  «на  полную  катушку»! 
     В  то  же  время  участники  группы  «не  мыслителей»   больше  двигались, проявляя   повышенную  физическую  активность,  но  зато  реже  напрягали  свой  мозг  размышлениями...
     Т.е. одни  -  укрепляли  тело,  другие -  повышали  свой   IQ. 
    
Обобщая  итоги  исследования  американских  учёных,  можно  утверждать,  что  лень  -  это  не  всегда  негативная  черта  человеческого  характера,  она  может  быть  и  признаком  повышенного  интеллекта!   
     А  может  и  не  быть…



     Как  вы  убедились,  и  писатели  и  учёные  единым  фронтом  выступают  в  защиту  лентяев.  А  это  значит,  что  6  декабря  они  (лентяи!)  могут  позволить  себе  лениться  с  полным  правом …
     Главное  -  делать  это  с  чувством,  с  толком,  с  расстановкой  и  огромным  заслуженным  удовольствием!

« Я  не  лучшие,  а  все  потратил  годы
  На  блаженное  бесцельное  томление,
 Свято  следуя  велению  природы,
 Ибо  лень  моя  -  природное  явление».
                                                                              Игорь Губерман

Библиографический  список  использованной  литературы:
1.   Ожегов  С.И.  Словарь  русского  языка. – М.: Рус. яз, 1983. – С.284.
2.   Бухов  А.  Жуки  на  булавках: из  ранних  рассказов. -  М.: Художественная  литература, 1971. – С. 59-64.
3.   Джером  К.  Джером.  Избранные  произведения  в  2-х  томах. Т.1/ Пер. с англ. - М.: Художественная  литература, 1957. – С. 70, 222,  280, 284 - 285.
4.   Фелицына  В.П.,  Прохоров  Ю.Е. Русские  пословицы,  поговорки  и  крылатые  выражения: Лигвострановедческий  словарь. – М.: Рус. яз, 1988. – 272с.  
5.   Учёные  оправдали  лень[Текст]// Открытия  и  гипотезы. – 2016. - №11. – С.26.
  

Комментариев нет:

Отправить комментарий